Траян (Марк Ульпий Траян) (98—117 гг.) принадлежал
к семье, происходившей из города Тудер в Умбрии,
но его предки переехали в Италику (Романская
Бетика, Южная Испания). Его отец, которого тоже
звали Марк Ульпий Траян, был первым известным
сенатором из этой семьи, добившимся поста
консула, а затем наместника Азии и Сирии. О
происхождении матери императора, Марции, ничего
не известно.
Траян родился, вероятно, в 53 г. Довольно долго
(десять лет, если верить Плинию Младшему) он был
трибуном (tribunus militum) и служил в Сирии, когда
его отец в 75 г. стал наместником провинции. Будучи
претором, Траян принял командование легионом и
повел солдат к Сатурнину, который восстал против
Домициана в 88 г., но войска Траяна подошли, когда
мятеж был уже подавлен. В 91 г. он стал консулом, а в
97 г. был наместником Верхней Германии, когда
узнал о том, что Траян усыновил его. Такой выбор
получил одобрение у солдат и, несомненно, нашел
широкую поддержку в Риме, в том числе в сенате. В
январе 98 г. Нерва умер, и Траян, без затруднений
взойдя на престол, должным образом причислил к
лику богов своего названного отца.
По-видимому, уже вскоре после вступления на
трон Траян предпринял первые шаги по созданию
секретной военной службы для защиты своего
режима и самого себя. В частности, подразделения frumentarii
(агенты по снабжению зерном) создали важную
информационную организацию, обосновавшись в
“Иностранном” лагере (Castra Peregrinorum) на Целиевом
холме в Риме и установив контрольные посты на
дорогах далеко за чертой города. Траян также
учредил новую стражу из конных солдат, известную
как equites singulares. В этот отряд численностью в
пятьсот (а впоследствии — в тысячу) солдат
тщательно отбирали — в основном из
кавалерийских полков союзных племен Паннонии и
Германии. Тем самым Траян продемонстрировал, что
доверяет союзникам и иностранцам не меньше, чем
состоявшим преимущественно из италийцев
преторианским войскам.
Однако потребовалось некоторое время, прежде
чем он поставил перед собой главную задачу:
осуществить завоевания, превосходящие победы
его кумира, самого Юлия Цезаря. В первую очередь
Траян решил добиться в отношениях с Дакией
большего, чем договор Домициана с царем
Децебалом. Отвергнув мирное соглашение, он
возобновил войну против Децебала и после двух
успешных походов в 101—102 и 105—106 гг. покорил всю
Дакию, сделав ее новой провинцией Империи. Тем
самым он совершил последнее крупное завоевание в
истории Древнего Рима, завладев огромной
добычей, в том числе большим количеством золота.
В Риме на колонне Траяна, воздвигнутой на
Форуме его же имени, на восходящем спиралью
рельефе в мельчайших деталях изображены римские
войска в походном порядке и эпизоды битв.
Императорская армия насчитывала приблизительно
четыреста тысяч воинов. В ее состав входили
тридцать легионов (причем численность каждого
увеличилась против прежнего), то есть около ста
восьмидесяти тысяч легионеров, причем теперь они
почти полностью набирались из призванных на
военную службу жителей провинций, а не из
италийцев. Всего же в римской армии оказалось
около двухсот тысяч солдат-союзников. Кроме того,
еще приблизительно одиннадцать тысяч
представителей разных народов Империи были
задействованы в невоенных или полувоенных
формированиях, по триста человек в каждом.
Создание этих частей (numeri) или соединений (symmachiarii),
как их называли, было попыткой использовать
специфические навыки и качества определенных
национальных групп.
На Востоке Траян тоже расширил границы,
сформировав в 106—112 гг. новую провинцию Аравию со
столицей в городе Петра на территории нынешней
Иордании. Кроме того, хотя его современник Арриан
утверждал, что Траян сначала намеревался
заключить мир с Парфией, истинная цель
императора состояла в том, чтобы раз и навсегда
покончить с проблемой, которую представляла эта
страна столь долгое время, полностью разгромив и
захватив ее. В 114 г. он покорил Армению и верхнюю
(северную) Месопотамию, а на следующий год взял
парфянскую столицу Ктесифон и продвинулся на юг
до впадения реки Тигр в Персидский залив. Но в 116
г. евреи диаспоры подняли беспрецедентный мятеж
сразу в нескольких центрах Ближнего и Среднего
Востока. К недовольству местными властями
добавилось ожидание прихода некого мессии,
обострившее болезненные воспоминания о
разрушении Иерусалима и иерусалимского храма
при Домициане. Более того, многие из восточных
евреев возмущались введением особого налога на
их общины (fiscus Judaisus) и симпатизировали Парфии
(под властью которой побывали многие из них),
полагая, что с приходом римлян их торговые связи
разрушатся. Очевидно, изначально восстание
вспыхнуло в еврейской общине в Киренаике под
предводительством некого Андфея Лукаса
(Ликийца?), одержавшего победу над местными
греками, а потом выступившего против римского
владычества. Его выступление было жестоко
подавлено, но вооруженная междоусобица евреев и
греков невиданного доселе масштаба уже
разгорелась и в Египте. Военачальнику Квинту
Марцию Турбону, направленному во главе сильного
войска на пресечение этих беспорядков, пришлось
заняться еще и яростным мятежом на Кипре, где
предводитель евреев Артемион опустошил город
Саламин. Восстание вспыхнуло также в самой Иудее,
но было быстро и жестоко подавлено выдающимся
командующим римской кавалерии, мавром Луцием
Квиетом.
Вскоре на обширных, недавно захваченных
территориях Месопотамии Траян встретил новые,
еще более серьезные трудности. В 116 г. всю южную
часть этой страны охватило восстание. В то же
время парфяне вновь собрались с силами и напали
на позиции римлян в Северной Месопотамии,
Адиабене и Армении. Линии сообщений войск Траяна
были атакованы и нарушены во многих местах.
Император в некоторой степени восстановил
порядок и даже возвел на престол в Ктесифоне
парфянского марионеточного царя, однако его
ставленник оказался не в силах утвердиться на
этом престоле. Еще до того, как это выяснилось,
Траян отправился домой. Но едва он добрался до
города Селин в Киликии (на юго-востоке Малой
Азии), как слег от приступа водянки,
завершившегося параличом, и вскоре скончался.
В перерывах между войнами Траян проявил себя
умелым цивилизованным правителем. Он твердо
придерживался традиционных конституционных
методов и уважал привилегии сената. Материальные
потребности людей также находились под его
пристальным вниманием. Снабжение зерном было
обеспечено, а свободное распределение
гарантировано его большему числу потребителей,
чем прежде. Другим достижением Траяна было
создание института алиментаций — системы
денежных субсидий для детей бедняков. Он
отказался от взимания пошлины при вступлении в
должность, которые подданные платили прежним
императорам, и облегчил налогообложение
провинций. Наместники провинций подбирались с
особой тщательностью, хотя управление
финансовыми делами в провинциях и на местах,
которое иногда выходило из-под контроля, иногда
поручалось таким специально назначенным
администраторам, как Секст Квинтилий Валерий
Максим в Греции и Плиний Младший в Вифинии.
Служебные письма Плиния, адресованные Траяну, и
ответы на них свидетельствуют о заботе
императора о благосостоянии жителей провинций,
которая уживалась в нем с подозрительностью и
тревогой по поводу собственной безопасности и
стремлением по-отечески помочь так называемым
самоуправляемым городам. В одном из таких писем
Плиний спрашивал, как относиться к секте
христиан. “Не следует их затравливать, — отвечал
Траян. — Всякий, кто обвинен и осужден на
изгнание, если он говорит, что не является
христианином, и подтверждает это своим
поведением — а именно почитанием наших богов, —
тогда, какое бы подозрение он ни навлек на себя в
прошлом, он заслуживает прощения своим
раскаянием”. Этот ответ, смягчающий
отвратительную жестокость наказания,
показывает, что Траян стремился скорее снизить
накал, а не обострить отношения в обществе.
Во времена его царствования постоянно
расширялись общественные строительные работы, в
том числе и замечательной сети дорог и мостов по
всей Империи. Основанная им в 100 г. в Тамугади (в
Нумидии) колония для бывших солдат,
представлявшая собой укрепленный лагерь с домом
сената, базиликой и форумом и находившаяся на
пересечении двух дорог провинции, сохранилась
лучше всех римских поселений в Африке. В Италии
внушительный акведук Траяна, последний в системе
столичных водопроводов, существенно улучшил
снабжение жителей города водой. Питаясь от
источников близ озера Сабатин и протянувшись до
Яникульского холма в черте города, этот
водопровод направлял воду на крупные мельницы,
затем поставлял ее на другой берег реки и
заканчивался, как указывали писатели древности,
у холма Эсквилин.
На Эсквилине же находились бани Траяна,
воздвигнутые возле главного жилого крыла
Золотого дворца Нерона и открытые в 109 г. за два
дня до введения в действие акведука Траяна. И
хотя ныне от бань почти ничего не осталось, можно
приблизительно восстановить их план. Ясно, что
эта просторная постройка превосходила размерами
все виденное прежде и стала первой из крупных
городских терм, которых было всего одиннадцать.
Центром термы Траяна являлось собственно банное
помещение с регулируемой температурой воздуха и
воды, которое было втрое больше расположенных
неподалеку бань Тита. Огромный главный зал с
крестообразным сводом окружала огороженная
территория для проведения культурных
мероприятий общественного центра. Это массивное,
соответствовавшее требованиям того времени
сложнейшее утилитарное и монументальное здание
стало плодом труда императорского архитектора
Аполлодора из Дамаска, мастера по возведению
сооружений, скрепленных бетоном, использование
которого делало возможным создание устремленных
ввысь арок, апсид и сводов высокой прочности.
Алоллодор спроектировал также Форум Траяна —
последний, самый сложный и самый замечательный в
ряду подобных, возведенных императорами в
дополнение к первому Римскому Форуму. Он был
почти прямоугольным в плане (приблизительно 166 на
109 метров), и для его возведения потребовалось
срыть почти до основания часть холма Квиринал. В
комплекс Форума Траяна входили греческая и
латинская библиотеки, которые, как и большая
часть сооружения, утрачены навсегда. Колонна же,
возведенная между библиотеками в честь победы
над Дакией, тем не менее сохранилась. Рядом
располагалось украшенное величественными
апсидами и колоннадами здание Ульпиевой
базилики; многочисленные колонны высились на
открытом пространстве обращенного к северу и югу
боковыми полукруглыми нишами Форума; в нем
свободно стояла огромная конная статуя самого
императора.
К изогнутой северной нише примыкал рынок
Траяна, ряды которого поднимались тремя
террасами вверх по склону холма и состояли более
чем из ста пятидесяти лавок. Эти торговые ряды
были построены из бетона, облицованного прочным,
обожженным, жаропрочным кирпичом: его стали
применять в качестве внешней декоративной
отделки зданий вместо мраморной или каменной
облицовки. Центральное место в окружавшем Форум
комплексе занимал торговый зал, представлявший
собой простую прямоугольную крытую площадь
длиной двадцать пять с половиной и шириной
девять метров.
Многочисленные лозунги, отчеканенные на
монетах Траяна, и написанные Плинием Младшим панегирики
отражали желание императора быть слугой и
благодетелем человечества, посланником неба на
земле. Он старался править не как господин, а
как принцепс, определение целей которого дал
император Август. Это понятие соответствовало
особому званию императора — “Optimus” (“лучший”) и
напоминало имя самого Юпитера, которого называли
Optimus Maximus (т.е. “наилучший”). Это звание было
начертано на великом множестве монет, выпущенных
после 103 г. Военная политика императора в
конечном итоге полностью оправдала самые смелые
надежды; сенаторы более поздних времен, вручая
бразды правления новому императору, желали ему
“быть счастливее Августа и лучше Траяна” (felicior
Augusto, melior Traiano). В самом деле, Евтропий, который
писал об этом времени, пояснил, что ставит Траяна
даже выше Августа, особенно почитая его за
уважение исключительных прав и привилегий
сената. Другой историк, Флор, называл его
царствование чудом римского возрождения.
Траяна отличал высокий рост и хорошее сложение,
его лицу было свойственно сосредоточенное
выражение собственного достоинства, усиленное
преждевременной сединой. Дион Кассий заявлял:
“Он выделялся среди всех
справедливостью, храбростью и
непритязательностью привычек... Он никому не
завидовал и никого не убивал, но уважал и
возвышал всех достойных людей без исключения, не
испытывая к ним ненависти или страха. На
клеветников он не обращал внимания и не давал
воли своему гневу. Ему было чуждо корыстолюбие, и
он не совершал неправедных убийств. Он
расходовал огромные средства как на войны, так и
на мирные работы, и сделав очень много крайне
необходимого по восстановлению дорог, гаваней и
общественных зданий, он не пролил ничьей крови в
этих предприятиях... Он был рядом с людьми не
только на охоте и пирах, но и в их трудах и
намерениях... Он любил запросто входить в дома
горожан, порою без стражи. Ему недоставало
образования в строгом смысле этого слова, но по
сути он многое знал и умел. Я знаю, конечно, о его
пристрастиях к мальчикам и вину. Но если бы
вследствие своих слабостей он совершал
низменные или безнравственные поступки, это
вызвало бы широкое осуждение. Однако известно,
что он пил, сколько хотел, но при этом сохранял
ясность рассудка, а в отношениях с мальчиками
никому не нанес вреда”.
Траян и его семья служили примером возвышения
представителей правящих классов из провинций.
Его супруга, Помпея Плотина, целомудренная и
достойная женщина, которая приходилась ему
родственницей и стоически ухаживала за ним на
смертном одре, была родом из городка Немаус в
Южной Галлии (романизированного, как и его родной
город в Испании и многие другие). Плотина и сестра
императора, Ульпия Марциана, были удостоены
титула Августы в 105 г., когда Марциана в том же
году умерла, ее причислили к лику богов, а ее дочь
Матидия (умерла в 119 г.) унаследовала от нее этот
титул. Обожествлен был также и отец Траяна.
(текст по изданию: М. Грант. Римские
императоры / пер. с англ. М. Гитт — М.; ТЕРРА -
Книжный клуб, 1998)
Источник: http://ancientrome.ru/imp/traian1.htm |